Дьяконова Варвара Егоровна

Место работы автора, адрес/электронная почта: Арктический государственный институт культуры и искусств, Кафедра искусствоведения ; 677000, г. Якутск, ул. Орджоникидзе, 4 ; e-mail: dvaryae@mail.ru ; http://agiki.ru/

Ученая степень, ученое звание: канд. искусствоведения

Область научных интересов: Музыкальная фольклористика, традиционные музыкальные инструменты, музыкальная культура народов Арктики

ID Автора: SPIN-код: 1215-1239, РИНЦ AuthorID: 678437

Документы 1 - 10 из 12
1.
Обложка

Издательство: ИЦ НБ РС (Я)

Год выпуска: 2025

Количество страниц: 391 с.

Сборник статей составлен по материалам III Всероссийской научно-практической конференции "Культурный код хомуса (варгана) в историческом и социокультурном пространстве", проходившей в Якутске 9–10 ноября 2023 г. Предназначен для широкого круга читателей
2.

Количество страниц: 6 с.

Статья посвящена обоснованию новой для этномузыкознания и искусствоведения концепции звучащего ландшафта. Арктика - это один из самых тихих уголков на земле, который настроен на ин- тонационное понимание природы. Это отражено в музыкальном фольклоре народов Арктики и Субарктики. Авторы выделяют в звучащем ландшафте три основных слоя, различающихся по своей функции и интонационному воплощению. Первый слой - это интонационное взаимодействие с природой (имитация с помощью человеческого голоса звуков природы в звукоподражаниях и ономатопеях, их осмысливание в обрядовом, песенном и эпическом интонировании). Второй слой связан с проецированием личности человека вовне, общением с природой в лирических, эпических, обрядовых жанрах. Третий слой связан с созданием особых материальных предметов для звукового общения с природой (имитационных фоноинструментов, манков и др.). Авторы осмысливают концепцию звучащего ландшафта на материале музыкального фольклора народов Сибири и Дальнего Востока (чукчей, удэ, юкагиров, эвенков, саха, нганасан). По мнению авторов статьи, методология изучения звучащего ландшафта Арктики и Субарктики позволяет выявлять и изучать те стороны интонационно-акустической культуры, которые часто не находились в фокусе внимания исследователей, а оставались "за кадром".
The article is devoted to the substantiation of the concept of the sounding landscape, which is new for ethnomusicology and art history. The Arctic is one of the quietest corners on earth, which is attuned to an intonational understanding of nature. This is reflected in the musical folklore of the peoples of the Arctic and Subarctic. The authors distinguish three main layers in the sounding landscape, which differ in their function and intonation. The first layer is the intonational interaction with nature (imitation of the sounds of nature in onomatopoeia and onomatopoeia with the help of the human voice, their interpretation in ritual, song and epic intonation). The second layer is associated with the projection of a person's personality outside, communication with nature in lyrical, epic, ritual genres. The third layer is associated with the creation of special material objects for sound communication with nature (imitation phono instruments, decoys, etc.). The authors interpret the concept of the sounding landscape on the material of the musical folklore of the peoples of Siberia and the Far East (Chukchi, Ude, Yukagir, Evenkis, Sakha, Nganasan). According to the authors of the article, the methodology of studying the sounding landscape of the Arctic and Subarctic allows us to identify and study those aspects of intonation-acoustic culture that were often not in the focus of attention of researchers, but remained "behind the scenes".

Звучащие ландшафты Арктики и Субарктики: аспекты музыкального фольклора народов Сибири и Дальнего Востока / Ю. И. Шейкин, О. Э. Добжанская, Т. И. Игнатьева [и др.] ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Российское дальневосточное искусство и мир. Международная научная конференция 2021: материалы конференции, Владивосток, Дальневосточный федеральныйуниверситет 8-9 апреля 2021 года / [редакционная коллегия: Г. В. Алексеева, Н. В. Толстая, Н. А. Федоровская ; рецензенты: Т. В. Краюшкина, Г. Г. Ермак]. - Владивосток : Дальневосточный федеральный университет, 2022. - 1 файл (374 с. ; 19,9 Мб). - С. 322-327.

3.
Обложка

Ответственность: Шейкин Юрий Ильич (Автор идеи), Дьяконова Варвара Егоровна (Составитель), Игнатьева Татьяна Иннокентьевна (Составитель), Кардашевская Лия Ивановна (Составитель), Никифорова Вера Семеновна (Составитель), Добжанская Оксана Эдуардовна (Редактор), Мальцева А. Е. (Прочие), Тартакынова Д. Ю. (Иллюстратор)

Издательство: ИЦ НБ РС (Я)

Год выпуска: 2024

Количество страниц: 122 с.

Данное учебное пособие включает 111 нотных примеров на материале музыкального фольклора народов Арктики и 143 ритмических упражнения. Издание адресовано преподавателям и обучающимся высших и средних учебных заведений, детских музыкальных школ и детских школ искусств, а также широкому кругу заинтересованных специалистов в области музыки и креативных индустрий

Этносольфеджио : учебное пособие на материале музыкального фольклора народов Арктики / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Арктический государственный институт культуры и искусств, Кафедра искусствоведения ; идея проекта Ю. И. Шейкин ; составители: В. Е. Дьяконова, Т. И. Игнатьева, Л. И. Кардашевская, В. С. Никифорова ; ответственный редактор О. Э. Добжанская ; набор нотного текста: В. Е. Дьяконова, А. Е. Мальцева ; иллюстратор Д. Ю. Тартакынова. - Якутск : ИЦ НБ РС (Я), 2024. - 1 файл (118 с.)

4.

Количество страниц: 5 с.

Статья знакомит с материалами музыкального фольклора, собранными во время музыкально-этнографической экспедиции, проведенной в 2014 г. в Верхоянском районе Якутии. Особое внимание уделяется песням знатока обрядовой песенной традиции Верхоянья М. Н. Слепцовой-Кустуй Маайа, которые были записаны у ее внучки М. Х. Васильевой.
The article introduces the materials of musical folklore collected during the musical and ethnographic expedition organized in 2014 in the Verkhoyansk district of Yakutia. Particular attention is paid to the songs of a keeper of the Verkhoyan ritual song tradition M. N. Sleptsova-Kustuy Maaya, which were recorded by her granddaughter M. Kh. Vasilieva.

Дьяконова, В. Е. О жанрах музыкального фольклора верхоянских саха / В. Е. Дьяконова ; Арктический государственный институт культуры иискусств // Аргуновские чтения - 2024. - Якутск : ИЦ НБ РС (Я). - (Культура Арктики ; вып. 15). - С. 694-698.

5.

Ответственность: Дьяконова Варвара Егоровна

Количество страниц: 5 с.

В статье речь идет о проекте "Музыка для всех", инициированный Первым президентов Республики Саха (Якутия) М. Е. Николаевым. Проект направлен на обеспечение доступности и полноценности передового музыкального образования для детей и подростков, молодых и взрослых. Со дня старта проекта студентами Арктического государственного института культуры и искусств проводятся научно-творческие мероприятия. В частности, были открыты музыкальные классы по фортепиано и начала работу ҺСтудия музыки и вокалаһ, также были проведены профориентационные и концертные мероприятия в Верхнеколымском улусе Якутии.
The article talks about the "Music for All" project, initiated by the First President of the Republic of Sakha (Yakutia) M. E. Nikolaev. The project is aimed at ensuring the availability and usefulness of advanced music education for children and adolescents, young people and adults. Since the start of the project, students of the Arctic State Institute of Culture and Arts have been conducting scientific and creative events. In particular, piano music classes were opened and the Music and Vocal Studio began operating; career guidance and concert events were also held in the Verkhnekolymsky ulus of Yakutia.

Боронов, А. Ач. Научно-творческие инициативы студентов АГИКИ в рамках национального проекта М. Е. Николаева "Музыка для всех" / А. А. Боронов ; научный руководитель В. Е. Дьяконова ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Аргуновские чтения - 2024. - Якутск : ИЦ НБ РС (Я). - (Культура Арктики ; вып. 15). - С. 657-661.

6.
Обложка

Издательство: ИЦ НБ РС (Я)

Год выпуска: 2024

Количество страниц: 158 с.

В сборник включены научные статьи, вошедшие в программу научно-практической конференции "Эпические песнопения саха: типологические основы, региональные традиции, локальные варианты", посвященной 115-летию со дня рождения выдающегося этнофора-олонхосута, певца, члена Союза писателей и заслуженногоартиста ЯАССР У. Г. Нохсорова (8 апреля 2022 г.). Научное издание адресовано широкому кругу читателей, интересующихся вопросами изучения, сохранения и развитияэпического наследия саха, традиционной музыкальной культуры народов Севера
7.

Количество страниц: 2 с.

Статья о совместной работе сотрудников АГИКИ с авторским коллективом Музея и Центра хомуса народов мира над составлением второго тома каталога музейных предметов из фонда музея является вкладом в мировое наследие варганных инструментов.

Дьяконова, В. Е. О работе над 2-м томом каталога музейных предметов из фонда Музея хомуса народов мира / В. Е. Дьяконова ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Культура и искусство Арктики. - 2023. - N 2 (6). - С.21-23.

8.

Ответственность: Григорьева Виктория Георгиевна (Составитель), Дьяконова Варвара Егоровна (Составитель), Флегонтова Ульяна Михайловна (Составитель), Протодьяконова Елена Николаевна (Составитель), Захарова Агафья Еремеевна (Редактор)

Издательство: Алаас

Год выпуска: 2018

Количество страниц: 208 с.

Настоящее издание составлено по материалам выступлений на Республиканской научно-практической конференции проведенной 26 января 2018 г. в Арктическом государственном институте культуры и искусств. Конференция была посвящена 110-летию со дня рождения выдающегося олонхосута, певца, заслуженного артиста ЯАССР Устина Гаврильевича Нохсорова (1907—1951 гг.). Статьи сборника представлены в трех разделах. В первом разделе сконцентрированы исследования биографии и творческого наследия сказителя У.Г. Нохсорова, а также освещены материалы об олонхосутах Амгинского улуса. Во втором разделе отражен опыт поисков в области педагогики по изучению олонхо в детских садах, общеобразовательных школах РС(Я). В третьем разделе рассматриваются работы, затрагивающие различные аспекты олонхо в обществе. Сборник адресован исследователям, преподавателям, студентам, учащимся и широкому кругу читателей, интересующихся вопросами исполнительства олонхо.

Творчество олонхосута У. Г. Нохсорова: сохранение, изучение, развитие : сборник материалов научно-практической конференции, Якутск, 26 января 2018 г. / составители: В. Г. Григорьева, В. Е. Дьяконова, У. М. Флегонтова, Е. Н. Протодьяконова ; редакционная коллегия: А. Е. Захарова, В. Г. Григорьева, В. Е. Дьяконова [и др.]. – Якутск : Алаас, 2018. – 195, [1] с.

9.

Количество страниц: 6 с.

Дьяконова В. Е. Легендарно-мифологические и фольклорные инструменты народа саха в текстах героического эпоса олонхо / В. Е. Дьяконова // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2019. - N 4 (29). - С. 125-130. – DOI: 10.25693/SVGV.2019.04.29.17.
DOI: 10.25693/SVGV.2019.04.29.17

10.

Ответственность: Дьяконова Варвара Егоровна (Редактор), Бессонова Светлана Прокопьевна (Редактор), Колесова Валентина Гаврильевна (Редактор), Лукина Ангелина Григорьевна (Прочие), Шейкин Юрий Ильич (Прочие)

Издательство: ИЦ АГИКИ

Год выпуска: 2018

Количество страниц: 186 с.

В настоящий сборник включены статьи и материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летию присвоения статуса театра Национальному театру танца РС(Я) им. С.А. Зверева Кыыл Уола и 25-летию создания первого профессионального Оркестра национальных инструментов Театра танца. Научное издание адресовано широкому кругу читателей, интересующихся вопросами изучения, сохранения и развития традиционной музыкальной, танцевальной культуры народов Севера и театрального искусства Якутии.

Проблемы сохранения и развития фольклорного наследия в современном театре : материалы Всероссийской научно-практической конференции (5 апреля 2018 г., г. Якутск) / [редактор-составитель В. Е. Дьяконова ; редколлегия: С. П. Бессонова, В. Г. Колесова ; рецензенты: А. Г. Лукина, Ю. И. Шейкин]. – Якутск : ИЦ АГИКИ, 2018. – 181 с.