Кардашевская Лия Ивановна

Место работы автора, адрес/электронная почта: Арктический государственный институт культуры и искусств, Кафедра искусствоведения ; 677000, г. Якутск, ул. Орджоникидзе, 4 ; e-mail: kardmike@mail.ru ; http://agiki.ru

Область научных интересов: Музыка, музыковедение

ID Автора: SPIN-код: 2173-6781, РИНЦ AuthorID: 677157

Документы 1 - 7 из 7
1.

Количество страниц: 6 с.

Статья посвящена обоснованию новой для этномузыкознания и искусствоведения концепции звучащего ландшафта. Арктика - это один из самых тихих уголков на земле, который настроен на ин- тонационное понимание природы. Это отражено в музыкальном фольклоре народов Арктики и Субарктики. Авторы выделяют в звучащем ландшафте три основных слоя, различающихся по своей функции и интонационному воплощению. Первый слой - это интонационное взаимодействие с природой (имитация с помощью человеческого голоса звуков природы в звукоподражаниях и ономатопеях, их осмысливание в обрядовом, песенном и эпическом интонировании). Второй слой связан с проецированием личности человека вовне, общением с природой в лирических, эпических, обрядовых жанрах. Третий слой связан с созданием особых материальных предметов для звукового общения с природой (имитационных фоноинструментов, манков и др.). Авторы осмысливают концепцию звучащего ландшафта на материале музыкального фольклора народов Сибири и Дальнего Востока (чукчей, удэ, юкагиров, эвенков, саха, нганасан). По мнению авторов статьи, методология изучения звучащего ландшафта Арктики и Субарктики позволяет выявлять и изучать те стороны интонационно-акустической культуры, которые часто не находились в фокусе внимания исследователей, а оставались "за кадром".
The article is devoted to the substantiation of the concept of the sounding landscape, which is new for ethnomusicology and art history. The Arctic is one of the quietest corners on earth, which is attuned to an intonational understanding of nature. This is reflected in the musical folklore of the peoples of the Arctic and Subarctic. The authors distinguish three main layers in the sounding landscape, which differ in their function and intonation. The first layer is the intonational interaction with nature (imitation of the sounds of nature in onomatopoeia and onomatopoeia with the help of the human voice, their interpretation in ritual, song and epic intonation). The second layer is associated with the projection of a person's personality outside, communication with nature in lyrical, epic, ritual genres. The third layer is associated with the creation of special material objects for sound communication with nature (imitation phono instruments, decoys, etc.). The authors interpret the concept of the sounding landscape on the material of the musical folklore of the peoples of Siberia and the Far East (Chukchi, Ude, Yukagir, Evenkis, Sakha, Nganasan). According to the authors of the article, the methodology of studying the sounding landscape of the Arctic and Subarctic allows us to identify and study those aspects of intonation-acoustic culture that were often not in the focus of attention of researchers, but remained "behind the scenes".

Звучащие ландшафты Арктики и Субарктики: аспекты музыкального фольклора народов Сибири и Дальнего Востока / Ю. И. Шейкин, О. Э. Добжанская, Т. И. Игнатьева [и др.] ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Российское дальневосточное искусство и мир. Международная научная конференция 2021: материалы конференции, Владивосток, Дальневосточный федеральныйуниверситет 8-9 апреля 2021 года / [редакционная коллегия: Г. В. Алексеева, Н. В. Толстая, Н. А. Федоровская ; рецензенты: Т. В. Краюшкина, Г. Г. Ермак]. - Владивосток : Дальневосточный федеральный университет, 2022. - 1 файл (374 с. ; 19,9 Мб). - С. 322-327.

2.
Обложка

Ответственность: Шейкин Юрий Ильич (Автор идеи), Дьяконова Варвара Егоровна (Составитель), Игнатьева Татьяна Иннокентьевна (Составитель), Кардашевская Лия Ивановна (Составитель), Никифорова Вера Семеновна (Составитель), Добжанская Оксана Эдуардовна (Редактор), Мальцева А. Е. (Прочие), Тартакынова Д. Ю. (Иллюстратор)

Издательство: ИЦ НБ РС (Я)

Год выпуска: 2024

Количество страниц: 122 с.

Данное учебное пособие включает 111 нотных примеров на материале музыкального фольклора народов Арктики и 143 ритмических упражнения. Издание адресовано преподавателям и обучающимся высших и средних учебных заведений, детских музыкальных школ и детских школ искусств, а также широкому кругу заинтересованных специалистов в области музыки и креативных индустрий

Этносольфеджио : учебное пособие на материале музыкального фольклора народов Арктики / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Арктический государственный институт культуры и искусств, Кафедра искусствоведения ; идея проекта Ю. И. Шейкин ; составители: В. Е. Дьяконова, Т. И. Игнатьева, Л. И. Кардашевская, В. С. Никифорова ; ответственный редактор О. Э. Добжанская ; набор нотного текста: В. Е. Дьяконова, А. Е. Мальцева ; иллюстратор Д. Ю. Тартакынова. - Якутск : ИЦ НБ РС (Я), 2024. - 1 файл (118 с.)

3.

Количество страниц: 6 с.

Начиная с 1930-х гг. на Дальнем Востоке формируется эвенкийская национальная интеллигенция, выдвигаются народные поэты, на стихи которых появляется множество песен. В песенной культуре эвенков, с того времени, начинают зарождаться новые жанры, привнесенные из советской музыкальной культуры (патриотическая песня, песня-вальс, песня-марш и т.д.). В статье выполняется анализ современных песен эвенков, выявляются определенные звукорядные структуры. При анализе обращается внимание на особенности мелодики и ритма в песнях. Это позволяет говорить о влиянии жанровых особенностей на ладовую организацию эвенкийских песен, появившихся во второй половине XX века.
Since the 1930s. in the Far East, the Evenkis national intelligentsia is being formed, folk poets are emerging, and many songs are based on their poems. In the song culture of the Evenkis, from that time on, new genres introduced from Soviet musical culture began to emerge (patriotic song, waltz song, march song, etc.). The article analyzes modern Evenkis songs and identifies certain scale structures. During the analysis, attention is paid to the features of melody and rhythm in songs. This allows us to talk about the influence of genre features on the modal organization of Evenkis songs that appeared in the second half of the 20th century.

Кардашевская, Л. И. Ладовая организация современных песен эвенков / Л.И. Кардашевская ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Аргуновские чтения - 2024. - Якутск : ИЦ НБ РС (Я). -(Культура Арктики ; вып. 15). - С. 661-666.

4.
Обложка

Издательство: ИЦ НБ РС (Я)

Год выпуска: 2024

Количество страниц: 158 с.

В сборник включены научные статьи, вошедшие в программу научно-практической конференции "Эпические песнопения саха: типологические основы, региональные традиции, локальные варианты", посвященной 115-летию со дня рождения выдающегося этнофора-олонхосута, певца, члена Союза писателей и заслуженногоартиста ЯАССР У. Г. Нохсорова (8 апреля 2022 г.). Научное издание адресовано широкому кругу читателей, интересующихся вопросами изучения, сохранения и развитияэпического наследия саха, традиционной музыкальной культуры народов Севера
5.

Издательство: Якутский педагогический колледж им. С.Ф. Гоголева

Год выпуска: 2016

Количество страниц: 28 с.

Самостоятельная работа студентов в колледже является важным видом учебно-исследовательской деятельности студента и играет значительную роль в рейтинговой технологии обучения. В пособии представлено содержание, необходимая основная и дополнительная литература, а также критерии оценивания выполненных заданий по аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов по УД ОП 05. История музыки и музыкальная литература
6.

Ответственность: Кляус Владимир Леониидович (Прочие), Солдатова Галина Евлампьевна (Прочие)

Издательство: Наука

Год выпуска: 2019

Количество страниц: 196 с.

В монографии освещается музыкальная культура народов Чу­ котки и Камчатки (чукчи), Сахалина (айны, нивхи, уйльта), Якутии (саха), Центральной Сибири (эвенки), Таймыра (нганасаны), Запад­ ной Сибири (ханты) и Волго-Камья (удмурты). Использован прин­ ципиально новый методологический подход к пониманию музыкаль­ ного фольклора народов Арктики и Субарктики России. Авторами книги являются известные специалисты по музыкальному фолькло­ру народов России, отечественные и зарубежные этномузыковеды. Издание адресовано специалистам по культуре народов Арктики и Субарктики, этномузыковедам, фольклористам, а также всем ин­тересующимся данной проблематикой.

Звучащие ландшафты Арктики : [монография] / О. В. Василенко, О. Э. Добжанская, В. Е. Дьяконова [и др.] ; под общей редакцией О. Э. Добжанской, Т. И. Игнатьевой. - Новосибирск : Наука, 2019. - 170 с. - ISBN 978-5-02-038839-0.

7.

Ответственность: под общей редакцией Д. Н. Замятина, Е. Н. Романовой

Издательство: Канон+

Год выпуска: 2017

Количество страниц: 512 с.

Геокультуры Арктики : методология анализа и прикладные исследования : монография / [М. Б. Башкиров, Н. К. Данилова, О. Э. Добжанская и др. ; под общ. ред. Д. Н. Замятина, Е. Н. Романовой] / М-во образования и науки Рос. Федерации, Аркт. гос. ин-т культуры и искусств, Ин-т гуманитар. исслед. и проблем малочисл. народов Севера СО РАН, Лаб. комплекс. геокультур. исслед. Арктики. - Москва : Канон+, 2017. - 500 с.