Специальные подборки
Издания подборки 1 - 3 из 3
Количество страниц: 10 с.
Подборки
- Саха тыла/Якутский язык > Научные труды по якутскому языку > Грамматика (морфология, синтаксис),
- Общественные науки. Образование > Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга > Общеобразовательная школа. Дошкольные учреждения,
- Языкознание. Филология. Художественная литература > Языкознание и языки. Лингвистика > Якутский (саха),
- НАУКА ЯКУТИИ > ЯЗЫКОЗНАНИЕ. ФИЛОЛОГИЯ. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА > Языкознание и языки. Лингвистика,
- НАУКА ЯКУТИИ > ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ > Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга > Общеобразовательная школа. Дошкольные учреждения,
- ШКОЛА > Школьнику > Преподавание языков > Якутский язык ,
- Школа 2 > Педагогу > Методика преподавания дисциплин > Гуманитарные науки.
В статье обосновывается необходимость включения полипредикативных предложений в содержание обучения синтаксису родного языка в 4 классе якутской школы. Родной язык (первый язык) ребёнка является основой коммуникативного и когнитивного развития ребёнка. Усвоение системы родного языка происходит на синтаксической основе. К семи годам дети как носители родного языка употребляют в устной речи различные синтаксические конструкции, в том числе полипредикативные предложения. Использование полипредикативных предложений в речи является показателем свободного владения родным языком, коммуникативного и когнитивного развития. Качество владения родным языком должно поддерживаться и развиваться системой образования. Интеллектуальная и коммуникативная активность обучающихся начальных классов более высокая, чем предлагаемая система обучения синтаксису. В настоящее время содержание курса синтаксиса в начальных классах реализуется на основе простого предложения, что не обеспечивает в должной мере формирование коммуникативной компетенции, упускает использование дидактического потенциала полипредикативных предложений для коммуникативного и когнитивного развития обучающихся. В 3-4 классах у большинства из них начинается новый уровень коммуникативного развития. С одной стороны, этому способствует освоение техники письма и обучающиеся спонтанно переносят в письменную речь синтаксические конструкции, используемые в устной речи, а с другой стороны, продолжается интенсивное формирование коммуникативных умений, развивается мышление, а познавательная деятельность активизирует обогащение не только словарного запаса, но и синтаксического строя речи. Между тем, полипредикативные конструкции, формируемые обучающимися в текстах, не всегда соответствуют синтаксическим нормам письменной речи. Уровень владения родным языком позволяет им формулировать мысли в формах полипредикативных предложений, но ограниченные модели простых предложений, предлагаемые на уроках родного языка, создают барьер в стратегии выбора предложений для оформления мыслей в письменной форме. В статье представлен комплекс умений, формирующих коммуникативную компетенцию обучающихся на синтаксическом уровне, а также матрица взаимодействия и схема их отношений в репродуктивной и продуктивной деятельности обучающихся в процессе обучения полипредикативным предложениям.
The relevancy of including polypredicative sentences in the syllabus for the native language syntax in the 4th grade of the Yakut school is justifying in this article. The child's native language (first language) is the basis of the child's communicative and cognitive development. The native language system absorption occurs on a syntactic basis. By the age of seven, children, as native speakers, use various syntactic constructions in spoken language, including polypredicative sentences. The polypredicative sentences use in speech is a fluency indicator in the native language, as well as communicative, and cognitive development. The quality of native language proficiency must be maintained and developed by the education system. The intellectual and communicative activity of elementary school students is higher than the proposed syntax teaching system. Presently, the syntax course content in elementary school is implemented on a simple sentence base, which does not adequately ensure the communicative competence formation, it misses the didactic potential use of the polypredicative sentences for the students' communicative and cognitive development. In the 3-4 grades, most of the students begin a new communicative development level. On the one hand, this is facilitated by mastering the writing technique and students spontaneously transfer syntactic constructions used in spoken language into written speech, but and on the other hand, the intensive communicative skills formation continues, and develops thinking, and cognitive work activates the enrichment, not just vocabulary but also syntactic speech structure. Meanwhile, polypredicative constructions formed by students in texts don't always correspond to the syntactic norms of written speech. Their native language proficiency allows them to formulate thoughts in the form of polypredicative sentences, but the limited models of simple sentences offered in native language lessons create a barrier in the strategy of choosing sentences for putting thoughts into writing. The article presents a set of skills that form the students' communicative competence at the syntactic level, as well as an interaction matrix and a diagram of their relationships in the reproductive and students' productive activities in the process of teaching polypredicative sentences.
Обучение полипредикативным конструкциям младших школьников на уроках якутского языка: коммуникативный аспект / Н. Н. Васильева, Е. П. Никифорова ; ФГБНУ "Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)", ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова" // Мир науки. Педагогика и психология.- 2020. - Т. 8, N 5. - C. 36.
Источник: Платон Алексеевич Ойунский (1893-1939) = Платон Алексеевич Ойуунускай: доклады к 65-летию со дня рождения. - Якутск, 1959. - С. 66-75
Количество страниц: 10 с.
Подборки
- Коркина Евдокия Иннокентьевна > Труды,
- Ойуунускай Былатыан (Ойунский Платон) - Слепцов Платон Алексеевич > Общественно-политическая и научная деятельность,
- Саха тыла/Якутский язык > Исследования якутского языка. Языковеды,
- Саха тыла/Якутский язык > Научные труды по якутскому языку > История якутского языка,
- К 100-летию ЯАССР: видные государственные деятели Якутии XX-XXI вв. > Слепцов-Ойунский Платон Алексеевич,
- Языки народов Якутии > Якутский язык > Исследования якутского языка. Языковеды,
- Языки народов Якутии > Якутский язык > Научные труды по якутскому языку > История якутского языка,
- Языкознание. Филология. Художественная литература,
- ШКОЛА > Школьнику > Преподавание языков > Якутский язык ,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Литература > Якутская литература,
- Школа 2 > Предметные подборки > Языкознание > Якутский язык,
- Школа 2 > Предметные подборки > Литературоведение > Якутская литература > Становление якутской литературы в первой половине XX века. (20 - 30 гг.).
Издательство: Наука
Год выпуска: 2011
Серия, номер выпуска: Т. 8
Количество страниц: 580 с.
Подборки
- Коркина Евдокия Иннокентьевна > Редакторская, составительская деятельность,
- Слепцов Петр Алексеевич,
- Большой толковый словарь якутского языка = Саха тылын быһаарыылаах улахан тылдьыта,
- Саха тыла/Якутский язык > Словари > Большой толковый словарь якутского языка,
- Языки народов Якутии > Якутский язык > Словари > Большой толковый словарь якутского языка,
- Общий отдел,
- Языкознание. Филология. Художественная литература,
- ШКОЛА > Школьнику > Преподавание языков > Якутский язык ,
- ШКОЛА > Школьнику > Справочная литература,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Якутский язык ,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Справочный материал,
- iYakutia > Языки народов Якутии > Словари,
- Школа 2 > Предметные подборки > Справочная литература > Словари,
- Школа 2 > Предметные подборки > Языкознание > Якутский язык.
Связанные документы
- 1. Слепцов Петр Алексеевич, Лиханов Владимир Иванович, Петров Николай Егорович. Толковый словарь якутского языка
Т. 1. (Буква А): около 4000 слов и фразеологизмов, Т. 1, 2004 - 2. Оконешников Егор Иннокентьевич, Афанасьев-Тэрис Лазарь Андреевич, Афанасьев Петр Саввич. Большой толковый словарь якутского языка = Саха тылын быһаарыылаах улахан тылдьыта
Т. 2. Т. 2 (Буква Б): около 7000 слов и фразеологизмов, Т. 2, 2005 - 3. Васильева Надежда Николаевна, Монастырев Владимир Дмитриевич, Нелунов Анатолий Гаврильевич, Попова Наталья Иннокентьевна. Большой толковый словарь якутского языка = Саха тылын быһаарыылаах улахан тылдьыта
Т. 3. (Буквы Г, Д, Дь, И): (Г, Д, Дь букубалар), Т. 3 - 4. Нелунов Анатолий Гаврильевич, Слепцов Петр Алексеевич, Попов Владимир Гаврильевич, Васильева Надежда Николаевна, Петров Николай Егорович. Большой толковый словарь якутского языка = Саха тылын быһаарыылаах улахан тылдьыта
Т. 5. Т. 5: (Буква К: күөлэһис гын - кээчэрэ). около 4000 слов и фразеологизмов, Т. 5, 2008 - 5. Семенова Екатерина Васильевна, Оконешников Егор Иннокентьевич, Попов Гавриил Васильевич, Слепцов Петр Алексеевич, Петров Николай Егорович. Большой толковый словарь якутского языка = Саха тылын быһаарыылаах улахан тылдьыта
Т. 7. Т. 7: (Буквы Нь, О, Ө, П). около 3400 слов и фразеологизмов, Т. 7, 2010 - 6. Васильева Надежда Николаевна, Данилова Надежда Ивановна, Монастырев Владимир Дмитриевич. Большой толковый словарь якутского языка = Саха тылын быһаарыылаах улахан тылдьыта
Т. 9. (Буква С: сөллөй - сээн, буква һ): около 4000 слов и фразеологизмов, Т. 9, 2012 - 7. Аммосова Ия Васильевна, Васильева Надежда Матвеевна, Копырина Елена Петровна. Толковый словарь якутского языка = Саха тылын быһаарыылаах тылдьыта
Т. 12. (Буквы У, Ү): около 3500 слов и фразеологизмов, Т. 12, 2015 - 8. Семенова Екатерина Васильевна, Васильева Надежда Матвеевна, Аммосова Ия Васильевна, Копырина Елена Петровна, Дьячковский Федор Николаевич. Большой толковый словарь якутского языка = Саха тылын быһаарыылаах улахан тылдьыта
Т. 13. (Буква Х) = (Х буукуба): около 4000 слов и фразеологизмов, Т. 13, 2016 - 9. Роббек Лия Витальевна, Васильева Надежда Николаевна, Семенова Екатерина Васильевна, Васильева Надежда Матвеевна, Монастырев Владимир Дмитриевич, Нелунов Анатолий Гаврильевич, Аммосова Ия Васильевна, Копырина Елена Петровна. Большой толковый словарь якутского языка = Саха тылын быһаарыылаах улахан тылдьыта
Т. 14. Т. 14 = (Ч, Ы буукубалар): (буквы Ч, Ы). около 4000 слов и фразеологизмов, Т. 14, 2017 - 10. Васильева Надежда Николаевна, Монастырев Владимир Дмитриевич, Аммосова Ия Васильевна, Нелунов Анатолий Гаврильевич, Васильева Надежда Матвеевна, Семенова Екатерина Васильевна, Слепцов Петр Алексеевич, Роббек Лия Витальевна. Большой толковый словарь якутского языка = Саха тылын быһаарыылаах улахан тылдьыта
Т. 15. Т. 15 = (Э буукуба): (буква Э). около 2000 слов и фразеологизмов, Т. 15, 2018 - 11. Афанасьев Петр Саввич, Монастырев Владимир Дмитриевич, Дьячковский Федор Николаевич, Петров Николай Егорович. Большой толковый словарь якутского языка = Саха тылын быһаарыылаах улахан тылдьыта
Т. 6 (Буквы Л, М, Н). Т. 6: (Буквы Л, М, Н). около 4000 слов и фразеологизмов, Т. 6 (Буквы Л, М, Н), 2009 - 12. Слепцов Петр Алексеевич, Нелунов Анатолий Гаврильевич, Васильева Надежда Николаевна, Готовцева Лина Митрофановна, Васильева Надежда Матвеевна, Ефремов Николай Николаевич, Копырина Елена Петровна. Толковый словарь якутского языка = Саха тылын быһаарыылаах тылдьыта
Т. 10 (Буква Т: т - төһүүлээ). Т. 10: (Буква Т: т - төһүүлээ). около 4000 слов и фразеологизмов, Т. 10 (Буква Т: т - төһүүлээ), 2013 - 13. Нелунов Анатолий Гаврильевич, Слепцов Петр Алексеевич, Готовцева Лина Митрофановна, Попов Владимир Гаврильевич, Петров Николай Егорович. Толковый словарь якутского языка = Саха тылын быһаарыылаах тылдьыта
Т. 4 (Буква К - күөлэһиҥнээ). Т. 4: (Буква К - күөлэһиҥнээ). около 6000 слов и фразеологизмов, Т. 4 (Буква К - күөлэһиҥнээ), 2007 - 14. Копырина Елена Петровна, Васильева Надежда Матвеевна, Семенова Екатерина Васильевна, Роббек Лия Витальевна, Куличкина Матрена Дмитриевна. Толковый словарь якутского языка = Саха тылын быһаарыылаах тылдьыта
Т. 11 (Буква Т: төтөллөөх - тээтэҥнээ). (Буква Т: төтөллөөх - тээтэҥнээ): около 4000 слов и фразеологизмов, Т. 11 (Буква Т: төтөллөөх - тээтэҥнээ), 2014
Впервые издаваемый многотомный академический "Толковый словарь якутского языка" с наибольшей полнотой охватывает лексику и фразеологию современного якутского литературного языка, распространенные диалектизмы, народную лексику, изобразительные слова разговорного языка, а также специфический фольклорный фонд (устаревшие слова и выражения, формульные элементы и др.) Значения слов иллюстрируется речениями и цитатами из образцов якутской литературы и фольклора