Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 31
2.

Издательство: Саха сиринээҕи кинигэ издательствота

Год выпуска: 1970

Количество страниц: 140 с.

3.

Издательство: Наука

Год выпуска: 1989

Количество страниц: 646 с.

Книга впервые представляет на русском языке исследование академика О.Н. Бетлингка, положившее начало научному изучению якутского языка. В ней излагаются общелингвистические взгляда автора, дается детальное описание якутского языка в сопоставлении с другими тюркскими и монгольскими языками. Публикуется словарь, составленный по материалам путешественников XVIII-XIX вв. - А.Ф. Миддендорфа, Н. Витзена и др., а также по текстам информатора А.Я. Уваровского
4.
Автор:
Васильева Надежда Николаевна, Монастырев Владимир Дмитриевич, Нелунов Анатолий Гаврильевич, Попова Наталья Иннокентьевна

Издательство: Наука

Серия, номер выпуска: Т. 3

Количество страниц: 852 с.

Впервые издаваемый многотомный академический "Толковый словарь якутского языка" с наибольшей полнотой охватывает лексику и фразеологию современного якутского литературного языка, распространенные диалектизмы, народную лексику, изобразительные слова разговорного языка, а также специфический фольклорный фонд (устаревшие слова и выражения, формульные элементы и др.) Значения слов иллюстрируется речениями и цитатами из образцов якутской литературы и фольклора
5.

Количество страниц: 10 с.

В статье обосновывается необходимость включения полипредикативных предложений в содержание обучения синтаксису родного языка в 4 классе якутской школы. Родной язык (первый язык) ребёнка является основой коммуникативного и когнитивного развития ребёнка. Усвоение системы родного языка происходит на синтаксической основе. К семи годам дети как носители родного языка употребляют в устной речи различные синтаксические конструкции, в том числе полипредикативные предложения. Использование полипредикативных предложений в речи является показателем свободного владения родным языком, коммуникативного и когнитивного развития. Качество владения родным языком должно поддерживаться и развиваться системой образования. Интеллектуальная и коммуникативная активность обучающихся начальных классов более высокая, чем предлагаемая система обучения синтаксису. В настоящее время содержание курса синтаксиса в начальных классах реализуется на основе простого предложения, что не обеспечивает в должной мере формирование коммуникативной компетенции, упускает использование дидактического потенциала полипредикативных предложений для коммуникативного и когнитивного развития обучающихся. В 3-4 классах у большинства из них начинается новый уровень коммуникативного развития. С одной стороны, этому способствует освоение техники письма и обучающиеся спонтанно переносят в письменную речь синтаксические конструкции, используемые в устной речи, а с другой стороны, продолжается интенсивное формирование коммуникативных умений, развивается мышление, а познавательная деятельность активизирует обогащение не только словарного запаса, но и синтаксического строя речи. Между тем, полипредикативные конструкции, формируемые обучающимися в текстах, не всегда соответствуют синтаксическим нормам письменной речи. Уровень владения родным языком позволяет им формулировать мысли в формах полипредикативных предложений, но ограниченные модели простых предложений, предлагаемые на уроках родного языка, создают барьер в стратегии выбора предложений для оформления мыслей в письменной форме. В статье представлен комплекс умений, формирующих коммуникативную компетенцию обучающихся на синтаксическом уровне, а также матрица взаимодействия и схема их отношений в репродуктивной и продуктивной деятельности обучающихся в процессе обучения полипредикативным предложениям. The relevancy of including polypredicative sentences in the syllabus for the native language syntax in the 4th grade of the Yakut school is justifying in this article. The child's native language (first language) is the basis of the child's communicative and cognitive development. The native language system absorption occurs on a syntactic basis. By the age of seven, children, as native speakers, use various syntactic constructions in spoken language, including polypredicative sentences. The polypredicative sentences use in speech is a fluency indicator in the native language, as well as communicative, and cognitive development. The quality of native language proficiency must be maintained and developed by the education system. The intellectual and communicative activity of elementary school students is higher than the proposed syntax teaching system. Presently, the syntax course content in elementary school is implemented on a simple sentence base, which does not adequately ensure the communicative competence formation, it misses the didactic potential use of the polypredicative sentences for the students' communicative and cognitive development. In the 3-4 grades, most of the students begin a new communicative development level. On the one hand, this is facilitated by mastering the writing technique and students spontaneously transfer syntactic constructions used in spoken language into written speech, but and on the other hand, the intensive communicative skills formation continues, and develops thinking, and cognitive work activates the enrichment, not just vocabulary but also syntactic speech structure. Meanwhile, polypredicative constructions formed by students in texts don't always correspond to the syntactic norms of written speech. Their native language proficiency allows them to formulate thoughts in the form of polypredicative sentences, but the limited models of simple sentences offered in native language lessons create a barrier in the strategy of choosing sentences for putting thoughts into writing. The article presents a set of skills that form the students' communicative competence at the syntactic level, as well as an interaction matrix and a diagram of their relationships in the reproductive and students' productive activities in the process of teaching polypredicative sentences.

Обучение полипредикативным конструкциям младших школьников на уроках якутского языка: коммуникативный аспект / Н. Н. Васильева, Е. П. Никифорова ; ФГБНУ "Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)", ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова" // Мир науки. Педагогика и психология.- 2020. - Т. 8, N 5. - C. 36.

6.
Автор:
Дмитриев Спиридон Ксенофонтович

Издательство: Якутское книжное издательство

Год выпуска: 1960

Количество страниц: 96 с.

Автор настоящей работы ставил перед собой задачу на конкретном примере научно-педагогической и литературной деятельности С. А. Новгородова показать одно из ярких проявлений прогрессивного влияния великой русской культуры на культуру якутского народа. Мы стремились на основе выявленных архивных документов осветить роль и место первого якутского лингвиста в создании массовой якутской письменности и печати и одновременно внести ясность и исправить ошибки, допущенные некоторыми авторами в освещении его общественно-политической биографии
7.

Издательство: Якутское книжное издательство

Год выпуска: 1971

Серия, номер выпуска: Ч. 1

Количество страниц: 192 с.

Настоящая работа задумана как первая часть исследования звукового строя якутского языка на фонетическом уровне анализа звуков речи и посвящается описанию системы гласных звуков; вторую часть составит исследование по якутскому консонантизму. В работе по возможности широко используются данные, полученные посредством различных годов экспериментальной фонетики
8.
Автор:
Иванов Спиридон Алексеевич

Издательство: Наука

Год выпуска: 2010

Серия, номер выпуска: Ч. 2

Количество страниц: 181 с.

Книга представляет собой вторую часть - морфологическую и лексическую - "Диалектологического атласа якутского языка", первая, фонетическая, часть которого была издана в 2004 г. Данный труд состоит из 90 лингвистических карт и комментариев к ним. Приведены и предварительные замечания после пробного картографирования некоторых диалектных морфологических расхождений, затронуты вопросы диалектного членения якутского языка. Работа рассчитана на филологов, историков и диалектологов, преподавателей и студентов вузов и всех, интересующихся вопросами истории якутского языка
9.

Издательство: ХИФУ издательскай дьиэтэ

Год выпуска: 2015

Количество страниц: 176 с.

В книге освещаются некоторые вопросы грамматической стилистики якутского языка, в частности, стилистики категории множественности, глагола, обращений, главных членов простого предложения, определений, односоставных предложений. Исследование имеет функционально-стилистический характер, главной целью которого является дифференциация этих лингвистических явлений по разным функциональным стилям речи
10.

Издательство: Наука

Год выпуска: 1977

Количество страниц: 280 с.

Книга содержит статьи и заметки, фольклорные записи и письма первого якутского ученого-лингвиста, создателя якутской массовой письменности, педагога и общественного деятеля С. А. Новгородова