Тематические подборки
Картинка коллекции
Долганский язык — язык долган, один из тюрских языков. Некогда являлся наречием якутского языка, со временем, из-за достаточной обособленности в результате изолированности развития и внутренней перестройки под влиянием эвенкийского языка, стал самостоятельным языком.
В начале XX века ещё не было окончательно установлено, к каким языкам относится долганский язык: к тюркским языкам или к тунгусским. Впервые о самостоятельности долганского языка в 1940 году высказалась Е. И. Убрятова, в будущем известный тюрколог. Ее книга «Язык норильских долган» до сих пор остается важнейшим трудом по долганской грамматике. Долганским языком занимался и другой видный тюрколог и монголовед, В. М. Наделяев, автор рукописных грамматики и букваря долганского языка.

Диалекты
В долганском языке выделяются два диалекта: верхний и нижний. Имеет норильский, пясинский, авамский, хатангский и попигайский говоры. Основные различия между ними прослеживаются в фонетике и лексике

Письменность
В 1933 был издан букварь на якутском языке, приспособленный для долганской школы. В 1961 году небольшие долганские тексты были опубликованы в газете «Советский Таймыр». В 1973 издана первая книга на долганском языке — сборник стихов Огдо Аксёновой. В этом сборнике использовался русский алфавит с дополнительными буквами Дь дь, Һ һ, Ҥ ҥ, Нь нь, Ө ө, Ү ү. В 1984 вышел первый долганский букварь. 
В подборку вошли научные труды о долганском языке, учебные пособия для учащихся и преподавателей школ и вузов, словари.
Отдельный раздел посвящён видеоуроку по языку.

Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).
Издания подборки 1 - 9 из 9
1.

Ответственность: Никитина Розалия Серафимовна (Научный руководитель), Тарабукина Уяндина Платоновна (Составитель), Ефимова Диана Гаврильевна (Составитель), Леханова Феня Матвеевна (Составитель)

Издательство: Дани Алмас

Год выпуска: 2014

Количество страниц: 76 с.

В методическое пособие «Язык и культура КМНС в образовательной программе для дошкольных организаций коренных малочисленных народов Севера РС(Я)» внесены материалы и рекомендации для составления рабочих программ для дошкольных образовательных организаций коренных малочисленных народов Севера по требованиям федерального государственного стандарта. Методическое пособие разработано в Институте национальных школ Республики Саха (Якутия).

Языки и культура коренных малочисленных народов севера в образовательных программах дошкольных организаций Республики Саха (Якутия): методическое пособие / Министерство образования Республики Саха (Якутия), ФГБНУ "Научно-исследовательский институт национальных школ РС(Я)"; научный руководитель Р. С. Никитина; составители: У. П. Тарабукина, Д. Г. Ефимова, Ф. М. Леханова. – Якутск: Дани Алмас, 2014. – 72 с.

3.

Издательство: Просвещение

Год выпуска: 2008

Количество страниц: 64 с.

Пособие предназначено для изучения долганского языка в старших классах общеобразовательных учреждений. Оно представляет собой набор таблиц, содержащих материал по темам школьной программы. Таблицы удобны для использования при объяснении нового материала
4.
Авторы:

Издательство: Филиал издательства "Просвещение"

Год выпуска: 2008

Количество страниц: 92 с.

Учебное пособие для начальных классов на долганском языке для 3 класса общеобразовательных учреждений
5.

Издательство: Просвещение

Год выпуска: 2005

Количество страниц: 84 с.

7.

Издательство: Красноярское книжное издательство

Год выпуска: 1990

Количество страниц: 17 с.

Книга Огдо Аксененовой "иллюстрирует" стихами буквы долганского алфавита
8.
Авторы:
Артемьев Николай Матвеевич, Петров Александр Александрович, Спиридонова Жанна Прокопьевна

Издательство: Просвещение

Год выпуска: 2003

Количество страниц: 92 с.

9.

Издательство: Просвещение

Год выпуска: 2003

Количество страниц: 67 с.

Пособие предназначено для изучения долганского языка в старших классах общеобразовательной школы. Оно представляет собой набор таблиц, содержащих материал по темам школьной программы. Таблицы удобны для использования при объяснении нового материала