Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 126
3.

Количество страниц: 15 с.

В статье определяется новая для сибирского этномузыкознания и искусствоведения концепция звучащего ландшафта. Арктика - один из самых тихих уголков на земле, настроенных на интонационное понимание природы. Это отражено в музыкальном фольклоре народов Арктики. В звучащем ландшафте можно выделить несколько слоев: интонационное взаимодействие с природой (воплощение в звуке голосов природы и их осмысливание в обрядовом, песенном и эпическом интонировании), проецирование личности человека вовне (лирика, эпос, обряд), имитационные фоноинструменты. Звучащий ландшафт может рассматриваться не только как предмет исследования, но и как новая методология, позволяющая выявить те стороны звуковой культуры, которые часто оставались “за кадром”.
The article introduces the concept of sound landscape as a novel methodological approach in the area of Siberian studies for application in research fields such as ethnomusicology and arts history. The Arctic is one of the quietest places on Earth, where the sound sensitivity to the acoustics of nature has been always heightened. This is reflected in the musical folklore of peoples inhabiting the Arctic. The authors explicate the concept of sound landscape as a complex phenomenon comprised of several layers: the intonational interaction with nature (i.e. the ways in which voices of nature are embedded in sounds and understood in rites and folklore); the projection of human personality onto the outer world (as reflected in epics or rituals); and the use of imitative phonoinstruments. The authors argue that the approach elaborated enables researchers to see and examine the elusive sonic aspects of culture that have often remained unnoticed.

Шейкин, Ю. И. Звучащий ландшафт Арктики / Ю. И. Шейкин, О. Э. Добжанская, В. С. Никифорова // Этнографическое обозрение. - 2016, N 4, июль-август. - С. 30-44.

4.

Издательство: Медиа-холдинг "Якутия"

Год выпуска: 2011

Количество страниц: 308 с.

Данное научное исследование является первой в якутской фольклористике работой, посвященной исследованию несказочной прозы хоролоров. В книге проведена систематизация несказочной прозы в исторические, топонимические, тотемические и т.д.
5.

Издательство: Наука, Ленинградское отделение

Год выпуска: 1988

Количество страниц: 248 с.

Монография содержит образцы устного повествовательного творчества на языке чаплинских эскимосов с пословными переводами и комментариями лингвистического, этнографического и фольклористического характера. В книгу включены тексты, записанные автором в период с 1940 по 1973 гг. Издание текстов и комментариев к ним преследует прежде всего лингвистические цели. Работа представляет интерес как для исследователей эскимосско-алеутских языков, этнографии и фольклора эскимосов в СССР и за рубежом, так и для специалистов в области типологических исследований по языкам различных типов
6.

Издательство: Центр "Петербургское востоковедение", Водолей

Год выпуска: 1992

Серия, номер выпуска: Фольклор народов Маньчжурии

Количество страниц: 156 с.

7.

Количество страниц: 6 с.

Статья посвящена обоснованию новой для этномузыкознания и искусствоведения концепции звучащего ландшафта. Арктика - это один из самых тихих уголков на земле, который настроен на ин- тонационное понимание природы. Это отражено в музыкальном фольклоре народов Арктики и Субарктики. Авторы выделяют в звучащем ландшафте три основных слоя, различающихся по своей функции и интонационному воплощению. Первый слой - это интонационное взаимодействие с природой (имитация с помощью человеческого голоса звуков природы в звукоподражаниях и ономатопеях, их осмысливание в обрядовом, песенном и эпическом интонировании). Второй слой связан с проецированием личности человека вовне, общением с природой в лирических, эпических, обрядовых жанрах. Третий слой связан с созданием особых материальных предметов для звукового общения с природой (имитационных фоноинструментов, манков и др.). Авторы осмысливают концепцию звучащего ландшафта на материале музыкального фольклора народов Сибири и Дальнего Востока (чукчей, удэ, юкагиров, эвенков, саха, нганасан). По мнению авторов статьи, методология изучения звучащего ландшафта Арктики и Субарктики позволяет выявлять и изучать те стороны интонационно-акустической культуры, которые часто не находились в фокусе внимания исследователей, а оставались "за кадром".
The article is devoted to the substantiation of the concept of the sounding landscape, which is new for ethnomusicology and art history. The Arctic is one of the quietest corners on earth, which is attuned to an intonational understanding of nature. This is reflected in the musical folklore of the peoples of the Arctic and Subarctic. The authors distinguish three main layers in the sounding landscape, which differ in their function and intonation. The first layer is the intonational interaction with nature (imitation of the sounds of nature in onomatopoeia and onomatopoeia with the help of the human voice, their interpretation in ritual, song and epic intonation). The second layer is associated with the projection of a person's personality outside, communication with nature in lyrical, epic, ritual genres. The third layer is associated with the creation of special material objects for sound communication with nature (imitation phono instruments, decoys, etc.). The authors interpret the concept of the sounding landscape on the material of the musical folklore of the peoples of Siberia and the Far East (Chukchi, Ude, Yukagir, Evenkis, Sakha, Nganasan). According to the authors of the article, the methodology of studying the sounding landscape of the Arctic and Subarctic allows us to identify and study those aspects of intonation-acoustic culture that were often not in the focus of attention of researchers, but remained "behind the scenes".

Звучащие ландшафты Арктики и Субарктики: аспекты музыкального фольклора народов Сибири и Дальнего Востока / Ю. И. Шейкин, О. Э. Добжанская, Т. И. Игнатьева [и др.] ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Российское дальневосточное искусство и мир. Международная научная конференция 2021: материалы конференции, Владивосток, Дальневосточный федеральныйуниверситет 8-9 апреля 2021 года / [редакционная коллегия: Г. В. Алексеева, Н. В. Толстая, Н. А. Федоровская ; рецензенты: Т. В. Краюшкина, Г. Г. Ермак]. - Владивосток : Дальневосточный федеральный университет, 2022. - 1 файл (374 с. ; 19,9 Мб). - С. 322-327.

8.

Ответственность: Жамбалова Сэсэгма Гэндэновна (Редактор), Романова Лидия Николаевна (Автор обозрения, рецензии), Никифорова Вера Семеновна (Автор обозрения, рецензии)

Издательство: ИГИиПМИС СО РАН

Год выпуска: 2013

Количество страниц: 276 с.

В коллективной монографии представлены итоги социологического исследования: разные аспекты общественного мнения, связанные с проблемой сохранения и распространения героического эпоса Олонхо в современном якутском социуме, выявленные методом массового анкетного опроса и экспертных интервью; разнообразные характеристики современной фольклорной среды и эпической аудитории в Центральной Якутии. В монографии ставятся проблемы теоретического и прикладного характера: развития народной традиционной культуры в условиях изменяющейся реальности, места и роли Олонхо в социальной, культурной и духовной жизни этноса, сохранении и распространении культурного наследия народа Саха в условиях глобализации и культурной унификации

Олонхо и общество: тезаурус современных этнокультурных представлений о героическом эпосе народа саха : [монография] / В. Б. Игнатьева, Е. Н. Романова, О. В. Осипова [и др.] ; ответственный редактор С. Г. Жамбалова ; рецензенты: Л. H. Романова, В. С. Никифорова ; Российская академия наук, Сибирское отделение, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера. - Якутск : ИГИиПМИС СО РАН, 2013. - 271 с.

9.
Автор:
Унгвицкая Мария Андреевна, Майногашева Валентина Евгеньевна

Издательство: Хакасское отделение Красноярского книжного издательства

Год выпуска: 1972

Количество страниц: 322 с.