Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 872
1.

Количество страниц: 2 с.

В данной статье рассматриваются вопросы воспитания всесторонне развитой личности, формирования системы научных знаний различных отраслей у учащихся, творческого мышления и общечеловеческих ценностей, подготовка и школьников к жизни и труду через организацию филологического краеведения.
The article discusses the issues of educating a comprehensively developed personality, forming a system of scientific knowledge of various fields among students, creative thinking and universal values, preparing schoolchildren for life and work through the organization of philological local studies.

Сивцева, С. Д. Филологическое краеведение как средство формирования социально способной личности / С. Д. Сивцева ; МОБУ "Якутский городской лицей" // Народное образование Якутии. - 2024. - N 1 (130). - С. 67-68.

2.

Количество страниц: 2 с.

В статье рассматривается вопрос использования в школьном обучении модульно-редуктивной технологии, способствующей целенаправленному пошаговому формированию различных умений обучающихся, когда каждый может работать в своём темпе и своём круге взаимодействия. Приводится пример рабочей матрицы урока литературы.
As the title implies, the article discusses the use of the modular-reductive technology in school education. The author of the article aims to prove that use of the modular-reductive technology contributes to the step-by-step purposeful formation of various skills of students. The author reports that everyone can work at their own pace and their own circle of interaction. The need is stressed to employ the example of the working matrix of a literature lesson.

Савинова, Д. Б. Преимущества модульно-редуктивной технологии в современном школьном обучении / Д. Б. Савинова ; МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 15" // Народное образование Якутии. - 2024. - N 1 (130). - С. 59-60.

3.

Количество страниц: 2 с.

Статья посвящена вопросам организации и проведения метапредметной онлайн олимпиады как одной из форм внеаудиторной работы. Описан опыт организации олимпиады по математике на английском языке с национальным компонентом "Smart".
The article is devoted to the issues of organizing and conducting a meta-subject online Olympiad as one of the forms of extracurricular work. The experience of organizing a mathematics Olympiad in English with the national component “Smart” is described.

Туприна, Р. Д. Организация дистанционных олимпиад по решению математических задач с национальным компонентом / Р. Д. Туприна, Т. И. Борисова ; МАОУ "Хатасская средняя общеобразовательная школа имени П. Н. и Н. Е. Самсоновых" // Народное образование Якутии. - 2024. - N 1 (130). - С. 47-48.

4.

Количество страниц: 2 с.

Статья посвящена использованию цифровых образовательных ресурсов как действенного инструмента преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательными интересным, является мощным стимулом повышения мотивации к овладению иностранным языком.
The article is devoted to the use of digital educational resources as an effective teaching tool that activates the mental activity of students, makes the learning process attractive and interesting, and is a powerful incentive to increase motivation to master a foreign language.

Бидикина, Е. В. Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка / Е. В. Бидикина ; МБОУ "Средняя общеобразовательная школа г. Алдан" // Народное образование Якутии.- 2024. - N 1 (130). - С. 49-50.

5.

Количество страниц: 4 с.

Статья посвящена использованиюфлэш-технологии на уроках английского языка. Представлен разработанный набор флэш карт по определенным темам к УМК В. Эванс, Дж. Дули, Н. И. Быковой, М. Д. Поспеловой "Английский в фокусе" ("Spotlight") .
The article is devoted to the use of flash technology in English lessons. A developed set of flash cards on certain topics of “Spotlight” (V. Evans, J. Dooley, N.I. Bykova, M. D. Pospelova) is presented.

Васильева, А. И. Использование технологии "Flashcards" на уроках английского языка (из опыта работы) / А. И. Васильева, М. А. Сивцева ; МОБУ "Средняя общеобразовательная школа N 3" // Народное образование Якутии. - 2024. - N 1 (130). - С. 41-44.

6.

Количество страниц: 2 с.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме подготовки к успешному выполнению заданий раздела "Говорение" в ОГЭ по английскому языку. Авторами рассмотрены понятие иноязычной коммуникативной компетенции и дана характеристика особенности говорения как вида речевой деятельности; выделены типичные ошибки при выполнении заданий устной части ОГЭ и способы их устранения. Также разработаны практические рекомендации для преподавателей английского языка, ведущих подготовку школьников к сдаче ОГЭ по английскому языку.
The article is devoted to the current problem of preparing for the successful completion of tasks in the “Speaking” section of the state exam in English. The authors examined the concept of foreign language communicative competence and characterized the features of speaking as a type of speech activity; typical errors when performing tasks in the oral part of the state exam and ways to eliminate them are highlighted. Practical recommendations have also been developed for English language teachers preparing schoolchildren to take the state exam in English.

Регасса, А. Г. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции при подготовке к ОГЭ по английскому языку / А. Г. Регасса, Л. Н. Игнатьева ; МАОУ "Тулагинская средняя общеобразовательная школа имени П. И. Кочнева" // Народное образование Якутии. - 2024. - N 1 (130). - С. 31-32.

7.

Количество страниц: 2 с.

В статье исследуется эффективность применения квиз-технологий и квиз-игры на уроках английского языка и во внеурочной деятельности. Проведение городского конкурса по страноведению на английском языке, разработчиками и организаторами которого являются авторы данной статьи , способствует повышению познавательного интереса к изучению английского и погружению в языковую среду.
The article examines effectiveness of the use of quiz technologies and quiz games in English lessons and extracurricular activities. The holding of a city quiz game about history and culture of English-speaking countries, the developers and organizers of which are the authors of this article, contributes to an increase motivation in learning English and immersion in language environment.

Евсеева, Е. В. Квиз-технологии как способ повышения мотивации к изучению английского языка / Е. В. Евсеева, А. Н. Ракеева ; МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 26 с углубленным изучением отдельных предметов" // Народное образование Якутии. - 2024. - N 1 (130). - С. 16-17.

8.

Количество страниц: 9 с.

В статье специально рассматривается вопрос о первом литературном тексте, ставшем основой литературы как системы, отличной от устной традиции. В связи с этим предпринята попытка пересмотреть вопрос о том, какое произведение А. Е. Кулаковского следует считать первым текстом якутской литературы: первое по хронологии замысла и его создания или первое по времени публикации, ставшее широко известным читателю. В работе выдвинуто гипотетическое предположение о важности все же факта публикации первой поэмы А. Е. Кулаковского "Клятва Абаасы" в 1908 г., отобранной самим автором для печати из всего созданного в то время корпуса ранних его произведений. Цель исследования состоит в анализе первой поэмы А. Е. Кулаковского в аспекте поэтики собственно литературного текста. В задачи исследования входит анализ поэмы в аспекте выявления в ней "поэтического начала" и в контексте становления литературного текста в целом, определившего принципы формирования литературной поэтики поэта. Результаты анализа первой поэмы А. Е. Кулаковского показывают, что именно это произведение, а не "Алгыс Байанаю" следует рассматривать в качестве первого литературного текста традиции, символизирующего собой начало становления литературы как нового типа текста, отличного от фольклора. Анализ этой поэмы подтверждает, что с самого начала литература, в отличие от фольклора, направлена на создание автором собственно поэтического начала, пронизывающего текст на всех его уровнях. Научное обоснование "первотекста" якутской литературной традиции следует рассматривать как вполне мотивированный отказ от идеологических оценок, характерных для советского литературоведения и в особенности для истории изучения литературного наследия А. Е. Кулаковского.
The article provides in-depth the issue of the first literary text, which serves as the foundation for the development of literature as a distinct system apart from the oral tradition. In this context, we aim to revisit the question of which work by A.E. Kulakovsky should be regarded as the inaugural text of Yakut literature: the chronologically first by its conception and composition or the first by publication, which became widely known to readership. The paper forwards a hypothetical proposition of the importance of the publication of A.E. Kulakovsky’s first poem “Oath of Abasy” in 1908, which was selected by the author himself from the entire corpus of his early body of work. The purpose of the paper is to analyse the first poem by A.E. Kulakovsky in the aspect of poetics of the literary text itself. The research objectives include the analysis of the poem in the aspect of identifying the “poetic principle” within and in the context of the formation of the literary text as a whole, which determined the principles of formation of the poet’s literary poetics. The results of the analysis of A.E. Kulakovsky’s first poem demonstrate that it was this exact work, rather than “Algys to Baianai”, should be seen as the first literary text of the tradition, symbolising the beginning of literature as a new type of text, distinct from folklore. Analysis of this poem confirms that literature, unlike folklore, is aimed from the start at the author’s creation of the poetic principle proper, which permeates the text on all its levels. The scientific justification of “the primary text” of Yakut literary tradition should be considered as a fully motivated departure from the ideological assessments, characteristic of Soviet literary criticism and, in particular, in the history of studying the literary heritage of A.E. Kulakovsky.

Покатилова, Н. В. Первый литературный текст якутской традиции в аспекте новых подходов к поэтике / Н. В. Покатилова ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. - 2024. - Т. 21, N 2 (96). - С. 144-152. - DOI: 10.25587/2222-5404-2024-21-2-144-152
DOI: 10.25587/2222-5404-2024-21-2-144-152

9.

Количество страниц: 11 с.

В статье рассматривается связь гемеронимов якутских периодических изданий с культурно-историческими явлениями, в которых стремление к свободе слова и праву на информацию повлияло на формирование и распространение демократической и национальной печати в Якутии. Однако в ходе исторического процесса в этот период не было стабильной системы средств массовой информации. Следовательно, периодическая печать Якутии отражала движение общественно-политической жизни того времени и зависела от колебаний политической власти. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в якутской журналистике предпринята попытка осмыслить и систематизировать названия газет и журналов как самостоятельных единиц с учетом его функциональной специфики в коммуникативных процессах. Цель исследования - определить особенность отражения свободы слова и право на информацию в гемеронимах газет и журналов Якутии дореволюционного периода, после Февральской революции и периода либерализации советской власти. Для этого были решены следующие задачи: дан краткий анализ истории печати Якутии с 1887 по 1928 гг., показана связь гемеронимов якутских периодических изданий с культурно-историческими явлениями и проанализировано их количественное соотношение. Актуальность изучения гемеронимов стала основой для дальнейших исследований, которые в данной статье обусловлены его особой ролью в историографическом процессе в целом. В нашем случае отличительной чертой медиаономастикона является его междисциплинарность. В исследовании использовались методы наблюдения и контент-анализа гемеронимов периодических изданий как ономастических реалий. Кроме того, для систематизации истории якутской периодической печати используется метод ретроспективного анализа с использованием "ключевых слов" и "ключевых смыслов".
This article examines the connection of the gemeronyms of Yakut periodicals with cultural and historical phenomena, where the desire for freedom of speech and the right to information influenced the formation and dissemination of a democratic and national press in Yakutia. However, during the historical process, there was no stable media system during this period. Consequently, the press of Yakutia reflected the movement of the socio-political life of that time and depended on fluctuations in political power. The scientific novelty of the research lies in the fact that for the first time in Yakut journalism, an attempt was made to comprehend and systematise the names of newspapers and magazines as an independent unit, taking into account its functional specificity in communication processes. The purpose of the study is to determine the peculiarity of the reflection of freedom of speech and the right to information in the gemeronyms of newspapers and magazines in Yakutia in the pre-revolutionary period, after the February Revolution and during the period of liberalisation of Soviet power. The relevance of studying the gemeronym has become the basis for further research, which is due to its special role in the historiographical process as a whole. In our case, a distinctive feature of the media onomasticon is its interdisciplinarity. The study used methods of observation and content analysis of the hemeronyms of periodicals as onomastic realities. In addition, the method of retrospective analysis using "keywords" and "key meanings" is used to systematise the history of the Yakut periodical press.

Борисова, Н. М. Свобода слова и право на информацию в гемеронимах периодической печати Якутии (1887–1928 гг.) / Н. М. Борисова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. - 2024. - Т. 21, N 2 (96). - С. 104-114. - DOI: 10.25587/2222-5404-2024-21-2-104-114
DOI: 10.25587/2222-5404-2024-21-2-104-114

10.

Количество страниц: 7 с.

Значительный интерес к арктической зоне Якутии возник в конце прошлого ХХ века, когда были открыты и начали разрабатываться россыпные месторождения алмазов. Арктика также обладает большими перспективами на углеводородное сырье. В настоящее время идет борьба за освоение природных недр Арктики, в связи с этим возрастает актуальность темы Арктики в якутской литературе в целом. Арктика - это загадочный, суровый северный край, который в то же время очень красив и опасен. Земля Белого безмолвия очаровывала и притягивала исследователей, путешественников и романтиков. К миру детства как неотъемлемой части жизни людей обращали взор не только мастера слова, но и художники, педагоги, философы. Воспоминание о детстве, проведенном в суровом северном крае, о его мужественных обитателях - оленеводах, охотниках, рыбаках - стали материалом для литературных произведений народного писателя Якутии, поэта, прозаика Семена Андреевича Попова-Тумата. В произведениях писателя мы знакомимся с трудной жизнью коренного народа Севера с их традициями, образами жизни, с их чувствами и мечтами. Нами проанализированы циклы детских произведений Семена Тумата. В рассказах писателя содержится много познавательной информации о жизни простого человека, северянина, хозяина, преобразовывающего этот суровый край и удивительной страны снега, бесконечного неба, озаряемого полярным сиянием, удивительного мира Арктики. В прозе С. Тумата прославляются отнюдь не нежность или милосердие. В произведениях писателя самыми главными темами являются: тема детства, воспитания, семьи, веры, силы воли, тема природы, дружбы и любви. Однако любовь к родному северному краю, родителям, к миру Арктики предстает в произведениях сильным чувством, отпечатывающимся навсегда на героях. Семен Андреевич подошел к раскрытию данного вопроса индивидуально; продумывая стиль и детали повествования, композиции произведений, характер и психологию героев.
Significant interest in the Arctic zone of Yakutia emerged at the end of the 20th century, when alluvial diamond deposits were discovered and began to be developed. The Arctic also has great prospects for hydrocarbons. At the present time there is a struggle for the development of natural resources of the Arctic, in this connection the relevance of the Arctic theme in Yakut literature as a whole increases. The Arctic is a mysterious, harsh northern land, which at the same time is very beautiful and dangerous. The land of White Silence fascinated and attracted explorers, travellers and romantics. Not only masters of words, but also artists, pedagogues, philosophers turned their eyes to the world of childhood as an integral part of people's life. Memories of childhood spent in the harsh northern land, of its courageous inhabitants - reindeer herders, hunters, fishermen - became the material for the literary works of the national writer of Yakutia, poet, prose writer Semyon Andreevich Popov-Tumat. In the works of the writer we get acquainted with the difficult life of the indigenous people of the North with their traditions, ways of life, with their feelings and dreams. We have analysed cycles of children's proses written by Semyon Tumat. In the stories of the writer contains a lot of cognitive information about the life of a simple man, a northerner, a master, transforming this harsh land and the amazing country of snow, endless sky, illuminated by the polar lights, the wonderful world of the Arctic. S. Tumat's prose does not glorify tenderness or mercy. In the works of the writer the most important themes are: the theme of childhood, upbringing, family, faith, willpower, the theme of nature, friendship and love. However, love for his native northern land, parents, the world of the Arctic appears in the works of a strong feeling, imprinted forever on the heroes. Semyon Andreevich approached to the disclosure of this issue individually; thinking over the style and details of the narrative, composition of the works, character and psychology of the heroes.

Башарина, З. К. Особенности природы Арктики в восприятии ребенка в детской прозе Семена Тумата / З. К. Башарина, М. П. Попова, М. А. Винокурова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. - 2024. - Т. 21, N 2 (96). - С. 84-90. - DOI: 10.25587/2222-5404-2024-21-2-84-90
DOI: 10.25587/2222-5404-2024-21-2-84-90