Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 855
1.

Количество страниц: 10 с.

Научная новизна. Несмотря на достаточный уровень изученности вопроса отношения якутской литературной критики к поэтическому наследию первого якутского поэта А.Е. Кулаковского (1877-1926), специальных работ, посвященных литературно-критической рецепции его поэтических произведений периода становления литературной критики, недостаточно. В работах начинающих критиков вопросы идейности литературы, отношение к литературному наследию и фольклору, проблемы творческого метода, способов изображения действительности и т. д. часто решались на Һматериалеһ творчества дореволюционных писателей. Хотя в преобладающем большинстве критических выступлений начала XX в. отмечается влияние общественно-политической ситуации в стране, выражающееся в идеологической позиции и эстетических воззрениях авторов, в них было положено начало рецептивной эстетики произведений А.Е. Кулаковского. Именно первые критические выступления критиков позволили в последующем рассматривать произведения классика не как отдельно существующий текст с обозначенным в нем временем и как продукт своего времени, а элемент целой системы, где художественное произведение находится во взаимодействии с современным читателем. В статье преследуется цель представить критические выступления первых якутских критиков как источники начального периода осмысления и оценки наследия основоположника якутской литературы А.Е. Кулаковского. Методы исследования. Историко-генетический, историко-культурный, биографический. Результаты исследования заключаются в анализе рецензий и статей первых критиков, позволяющих выявить особенности восприятия творческого наследия первого поэта критиками и писателями зарождающейся якутской литературы. В период становления якутской литературной критики выступления авторов носили в целом агитационно-просветительский характер, что было продиктовано политикой партии в области литературы и искусства. Тем не менее на страницах периодической печати, в литературно-художественных журналах и сборниках трудов научно-исследовательского общества "Саха кэскилэ" появлялись критические статьи, вполне отвечающие или приближенные к требованиям критики художественных произведений с точки зрения теории литературы. К ним относятся статьи В.Н. Леонтьева.
Cientific novelty. Despite a sufficient level of study of the issue of the relationship of Yakut literary criticism to the poetic heritage of the first Yakut poet A.E. Kulakovsky (1877-1926), special works devoted to the literary-critical reception of his poetic works of the period of the formation of literary criticism are not enough. In the works of novice critics, questions of the ideological nature of literature, attitudes towards the literary heritage and folklore, problems of the creative method, ways of depicting reality, etc. were often solved on the basis of the “material” of the work of pre- revolutionary writers. Although in the vast majority of critical speeches of the early 20 th century the influence of the socio-political situation in the country is noted, expressed in the ideological position and aesthetic views of the authors, they laid the foundation for the receptive aesthetics of the A.E. Kulakovsky's works. It was the first critical speeches of critics that made it possible to subsequently consider the works of the classic not as a separate existing text with the time indicated in it and as a product of its time, but as an element of a whole system where a work of art interacts with a modern reader. The aim of the article is to present the critical speeches of the first Yakut critics as sources of the initial period of comprehension and evaluation of the heritage of the founder of Yakut literature A.E. Kulakovsky. The research methods of the study are historical-genetic, historical-cultural, biographical. The results of the study consist in the analysis of reviews and articles of the first critics, which make it possible to identify the features of the perception of the creative heritage of the first poet by critics and writers of the emerging Yakut literature. During the formation of Yakut literary criticism, the authors' performances were generally of an agitation and educational nature, which was dictated by the party's policy in the field of literature and art. Nevertheless, critical articles appeared on the pages of the periodical press, in literary and art magazines and collections of works of the “Sakha Keskile” research society, fully meeting or close to the requirements of criticism of works of art from the point of view of literary theory. These include articles by V.N. Leontiev.

Дарбасова, С. Д. Литературно-критические рецепции В. Н. Леонтьева и М. И. Шадрина на издания А. Е. Кулаковского 1920-х гг. / С. Д. Дарбасова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2022. - N 4 (41). - С. 130-139. - DOI : 10.25693/SVGV.2022.41.4.012
DOI: 10.25693/SVGV.2022.41.4.012

2.

Количество страниц: 12 с.

Научная новизна исследования заключается в том, что скотоводческая лексика в составе фразеологизмов и паремий в качестве базы для характеристики человека, а также для выражения моральных, нравственных постулатов народа не была объектом изучения в сравнении с данными монгольских языков. Целью работы является выявление и описание метафорического выражения характеристики и оценки человека, его физических способностей и нравственных требований к нему в якутских фразеологических и паремиологических единицах с компонентами конь, лошадь, корова, бык, жеребенок в сопоставлении с их эквивалентами в калмыцком и бурятском языках. В статье использованы методы и приемы описательного, семантического и сопоставительного анализа, применены элементы метода систематизации словарных дефиниций. Методом сплошной выборки из лексикографических источников: толковых, переводных, фразеологических словарей - были установлены фразеологические и паремиологические единицы, выражающие характеристику человека и морально-этические нормы в отношении к его поступкам, действиям. Проведена классификация исследуемых единиц по семантическим типам. Результаты. Исследование позволило установить, что скотоводческая лексика в составе фразеологических и паремиологических единиц сопоставляемых языков выражает физическую и нравственную характеристику человека. Данные единицы в полной мере передают также коллективные суждения якутов, бурят и калмыков о правилах, основанных на представлениях об отношении к труду и основных жизненных устоях: богатстве/ бедности, удачливости/неудачливости, возрасте. При этом образные оценочные характеристики человека, выражаемые словами конь, лошадь, корова, бык, жеребенок, в целом носят положительные коннотативные признаки, что объясняется важной ролью скотоводства в жизнедеятельности данных народов.
The scientific novelty of the study lies in the fact that pastoral vocabulary in the composition of phraseological units and proverbs as a basis for characterizing a person, as well as for expressing the moral postulates of the people, was not the object of study in comparison with the data of the Mongolian languages. The aim of the work is to identify and describe the metaphorical expression of the characteristics and evaluation of a person, his physical abilities and moral requirements for him in the Yakut phraseological and paremiological units with the components horse, cow, bull, foal in comparison with their equivalents in the Kalmyk and Buryat languages. The article uses methods and techniques of descriptive, semantic and comparative analysis, applied elements of the method of systematization of dictionary definitions. By the method of continuous sampling from lexicographic sources: explanatory, translated, phraseological dictionaries, phraseological and paremiological units were established that express the characteristics of a person and moral and ethical norms in relation to his actions. The classification of the studied units by semantic types is carried out. Results. The study made it possible to establish that cattle-breeding vocabulary as part of the phraseological and paremiological units of the compared languages expresses the physical and moral characteristics of a person. These units also fully convey the collective ideas of the Yakuts, Buryats and Kalmyks about the rules based on ideas about the attitude to work and the basic principles of life: wealth / poverty, luck / failure, age. At the same time, the figurative, evaluative characteristics of a person, expressed by the words horse, cow, bull, foal, in general have positive connotative features, which is explained by the important role of cattle breeding in the life of these peoples.

Данилова, Н. И. Зооморфная лексика в составе якутских фразеологизмов и паремий (в сопоставлении с монгольскими языками) / Н. И. Данилова, Ф. Н. Дьячковский ; ФИЦ "Якутский научный центр СО РАН" // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2022. - N 4 (41). - С. 67-78. - DOI: 10.25693/SVGV.2022.41.4.006
DOI: 10.25693/SVGV.2022.41.4.006

3.

Количество страниц: 2 с.

В данной статье рассматриваются вопросы воспитания всесторонне развитой личности, формирования системы научных знаний различных отраслей у учащихся, творческого мышления и общечеловеческих ценностей, подготовка и школьников к жизни и труду через организацию филологического краеведения.
The article discusses the issues of educating a comprehensively developed personality, forming a system of scientific knowledge of various fields among students, creative thinking and universal values, preparing schoolchildren for life and work through the organization of philological local studies.

Сивцева, С. Д. Филологическое краеведение как средство формирования социально способной личности / С. Д. Сивцева ; МОБУ "Якутский городской лицей" // Народное образование Якутии. - 2024. - N 1 (130). - С. 67-68.

4.

Количество страниц: 2 с.

В статье рассматривается вопрос использования в школьном обучении модульно-редуктивной технологии, способствующей целенаправленному пошаговому формированию различных умений обучающихся, когда каждый может работать в своём темпе и своём круге взаимодействия. Приводится пример рабочей матрицы урока литературы.
As the title implies, the article discusses the use of the modular-reductive technology in school education. The author of the article aims to prove that use of the modular-reductive technology contributes to the step-by-step purposeful formation of various skills of students. The author reports that everyone can work at their own pace and their own circle of interaction. The need is stressed to employ the example of the working matrix of a literature lesson.

Савинова, Д. Б. Преимущества модульно-редуктивной технологии в современном школьном обучении / Д. Б. Савинова ; МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 15" // Народное образование Якутии. - 2024. - N 1 (130). - С. 59-60.

5.

Количество страниц: 2 с.

Статья посвящена вопросам организации и проведения метапредметной онлайн олимпиады как одной из форм внеаудиторной работы. Описан опыт организации олимпиады по математике на английском языке с национальным компонентом "Smart".
The article is devoted to the issues of organizing and conducting a meta-subject online Olympiad as one of the forms of extracurricular work. The experience of organizing a mathematics Olympiad in English with the national component “Smart” is described.

Туприна, Р. Д. Организация дистанционных олимпиад по решению математических задач с национальным компонентом / Р. Д. Туприна, Т. И. Борисова ; МАОУ "Хатасская средняя общеобразовательная школа имени П. Н. и Н. Е. Самсоновых" // Народное образование Якутии. - 2024. - N 1 (130). - С. 47-48.

6.

Количество страниц: 2 с.

Статья посвящена использованию цифровых образовательных ресурсов как действенного инструмента преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательными интересным, является мощным стимулом повышения мотивации к овладению иностранным языком.
The article is devoted to the use of digital educational resources as an effective teaching tool that activates the mental activity of students, makes the learning process attractive and interesting, and is a powerful incentive to increase motivation to master a foreign language.

Бидикина, Е. В. Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка / Е. В. Бидикина ; МБОУ "Средняя общеобразовательная школа г. Алдан" // Народное образование Якутии.- 2024. - N 1 (130). - С. 49-50.

7.

Количество страниц: 4 с.

Статья посвящена использованиюфлэш-технологии на уроках английского языка. Представлен разработанный набор флэш карт по определенным темам к УМК В. Эванс, Дж. Дули, Н. И. Быковой, М. Д. Поспеловой "Английский в фокусе" ("Spotlight") .
The article is devoted to the use of flash technology in English lessons. A developed set of flash cards on certain topics of “Spotlight” (V. Evans, J. Dooley, N.I. Bykova, M. D. Pospelova) is presented.

Васильева, А. И. Использование технологии "Flashcards" на уроках английского языка (из опыта работы) / А. И. Васильева, М. А. Сивцева ; МОБУ "Средняя общеобразовательная школа N 3" // Народное образование Якутии. - 2024. - N 1 (130). - С. 41-44.

8.

Количество страниц: 2 с.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме подготовки к успешному выполнению заданий раздела "Говорение" в ОГЭ по английскому языку. Авторами рассмотрены понятие иноязычной коммуникативной компетенции и дана характеристика особенности говорения как вида речевой деятельности; выделены типичные ошибки при выполнении заданий устной части ОГЭ и способы их устранения. Также разработаны практические рекомендации для преподавателей английского языка, ведущих подготовку школьников к сдаче ОГЭ по английскому языку.
The article is devoted to the current problem of preparing for the successful completion of tasks in the “Speaking” section of the state exam in English. The authors examined the concept of foreign language communicative competence and characterized the features of speaking as a type of speech activity; typical errors when performing tasks in the oral part of the state exam and ways to eliminate them are highlighted. Practical recommendations have also been developed for English language teachers preparing schoolchildren to take the state exam in English.

Регасса, А. Г. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции при подготовке к ОГЭ по английскому языку / А. Г. Регасса, Л. Н. Игнатьева ; МАОУ "Тулагинская средняя общеобразовательная школа имени П. И. Кочнева" // Народное образование Якутии. - 2024. - N 1 (130). - С. 31-32.

9.

Количество страниц: 2 с.

В статье исследуется эффективность применения квиз-технологий и квиз-игры на уроках английского языка и во внеурочной деятельности. Проведение городского конкурса по страноведению на английском языке, разработчиками и организаторами которого являются авторы данной статьи , способствует повышению познавательного интереса к изучению английского и погружению в языковую среду.
The article examines effectiveness of the use of quiz technologies and quiz games in English lessons and extracurricular activities. The holding of a city quiz game about history and culture of English-speaking countries, the developers and organizers of which are the authors of this article, contributes to an increase motivation in learning English and immersion in language environment.

Евсеева, Е. В. Квиз-технологии как способ повышения мотивации к изучению английского языка / Е. В. Евсеева, А. Н. Ракеева ; МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 26 с углубленным изучением отдельных предметов" // Народное образование Якутии. - 2024. - N 1 (130). - С. 16-17.

10.

Количество страниц: 9 с.

В статье специально рассматривается вопрос о первом литературном тексте, ставшем основой литературы как системы, отличной от устной традиции. В связи с этим предпринята попытка пересмотреть вопрос о том, какое произведение А. Е. Кулаковского следует считать первым текстом якутской литературы: первое по хронологии замысла и его создания или первое по времени публикации, ставшее широко известным читателю. В работе выдвинуто гипотетическое предположение о важности все же факта публикации первой поэмы А. Е. Кулаковского "Клятва Абаасы" в 1908 г., отобранной самим автором для печати из всего созданного в то время корпуса ранних его произведений. Цель исследования состоит в анализе первой поэмы А. Е. Кулаковского в аспекте поэтики собственно литературного текста. В задачи исследования входит анализ поэмы в аспекте выявления в ней "поэтического начала" и в контексте становления литературного текста в целом, определившего принципы формирования литературной поэтики поэта. Результаты анализа первой поэмы А. Е. Кулаковского показывают, что именно это произведение, а не "Алгыс Байанаю" следует рассматривать в качестве первого литературного текста традиции, символизирующего собой начало становления литературы как нового типа текста, отличного от фольклора. Анализ этой поэмы подтверждает, что с самого начала литература, в отличие от фольклора, направлена на создание автором собственно поэтического начала, пронизывающего текст на всех его уровнях. Научное обоснование "первотекста" якутской литературной традиции следует рассматривать как вполне мотивированный отказ от идеологических оценок, характерных для советского литературоведения и в особенности для истории изучения литературного наследия А. Е. Кулаковского.
The article provides in-depth the issue of the first literary text, which serves as the foundation for the development of literature as a distinct system apart from the oral tradition. In this context, we aim to revisit the question of which work by A.E. Kulakovsky should be regarded as the inaugural text of Yakut literature: the chronologically first by its conception and composition or the first by publication, which became widely known to readership. The paper forwards a hypothetical proposition of the importance of the publication of A.E. Kulakovsky’s first poem “Oath of Abasy” in 1908, which was selected by the author himself from the entire corpus of his early body of work. The purpose of the paper is to analyse the first poem by A.E. Kulakovsky in the aspect of poetics of the literary text itself. The research objectives include the analysis of the poem in the aspect of identifying the “poetic principle” within and in the context of the formation of the literary text as a whole, which determined the principles of formation of the poet’s literary poetics. The results of the analysis of A.E. Kulakovsky’s first poem demonstrate that it was this exact work, rather than “Algys to Baianai”, should be seen as the first literary text of the tradition, symbolising the beginning of literature as a new type of text, distinct from folklore. Analysis of this poem confirms that literature, unlike folklore, is aimed from the start at the author’s creation of the poetic principle proper, which permeates the text on all its levels. The scientific justification of “the primary text” of Yakut literary tradition should be considered as a fully motivated departure from the ideological assessments, characteristic of Soviet literary criticism and, in particular, in the history of studying the literary heritage of A.E. Kulakovsky.

Покатилова, Н. В. Первый литературный текст якутской традиции в аспекте новых подходов к поэтике / Н. В. Покатилова ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. - 2024. - Т. 21, N 2 (96). - С. 144-152. - DOI: 10.25587/2222-5404-2024-21-2-144-152
DOI: 10.25587/2222-5404-2024-21-2-144-152