Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 288
1.

Издательство: Издательский дом СВФУ

Год выпуска: 2013

Количество страниц: 170 с.

В монографии исследуются проблема художественной концепции человека и действительности в раннем творчестве народного писателя РС(Я) Н. А. Лугинова. Авторами монографии рассматриваются особенности художественной концепции писателя в его социально-психологических и философских повестях 70-80 годов XX века, представляющих его оригинальный стиль и пути его творческого роста. Выявляются мастерство и новаторство Н. Лугинова, его вклад в развитие якутской литературы
2.

Количество страниц: 5 с.

Патриотизм в многовековой истории России, полной тяжелых испытаний, был основой национального самосознания народа, составной частью общественного сознания. История страны неразрывно связана с историей и жизнью народа. Учитель формирует у детей отношение к народу, его языку, культуре, искусству, традициям, обычаям,приобщает к духовным ценностям. Поэтому для наших детей изучение произведений авторов-земляков, которые родились и провели свои детские годы в тех же местах, купались в той же реке Татта, бегали по тем же аласам, что и они, является одной из важных форм формирования патриотических качеств личности младших школьников

Никифорова, С. А. Выразительное чтение как одна из форм патриотического воспитания в начальной школе (на примере изучения произведений авторов-земляков родом из Татты) / С. А. Никифорова // Образование: пути решения актуальных проблем : сборник научно-методических статей педагогов, участников республиканских Педагогических чтений работников образовательных организаций (учреждений) / Таттинский лицей им. А. Е. Мординова ; составитель, научный редактор С. И. Огоюкина ; ответственный редактор И. А. Сивцева ; [вступительные статьи: И. А. Сивцева, О. М. Слепцова]. - Якутск : ИЦ НБ РС (Я), 2024. - С. 352-356

3.

Ответственность: Холмогорова Вилена Евгеньевна (Научный руководитель)

Количество страниц: 3 с.

В статье идет речь о влиянии сюжетов и образов древнегреческой мифологии и античной культуры на развитие литературного процесса в западноевропейской литературе.
The article is about the influence of plots and images of ancient Greek mythology and ancient culture on the literary process in Western European literature.

Тяпкова, Р. А. Древнегреческая мифология и ее влияние на литературный процесс / Р. А. Тяпкова ; научный руководитель В. Е. Холмогорова ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Аргуновские чтения - 2024. - Якутск : ИЦ НБ РС (Я). - (Культура Арктики ; вып. 15). - С. 714-716.

5.

Издательство: Издательский дом СВФУ

Год выпуска: 2021

Серия, номер выпуска: Кн. 1

Количество страниц: 148 с.

Это первая книга из двухтомника, которая позволяет погрузиться в мысли и видение мира Дмитрия Кононовича Сивцева-Суоруна Омоллоона (1906-2005). Основная часть этой книги содержит перепечатку и перевод его монографии, озаглавленной "Все мы – дети одной матери". Книга также включает в себя перепечатку и перевод статьи первого Президента Республики Саха (Якутия) М. Е. Николаева о Д. К. Сивцеве-Суоруне Омоллооне. Русскоязычная и англоязычная версии расположены двумя колонками, параллельными друг другу. Таким образом, книгу можно использовать как пособие для изучения одного языка относительно другого. Перепечатки переведены на английский язык с русского языка. И наоборот, редакторские материалы переведены с английского языка на русский язык. Эти материалы включают примечания научного редактора о разных людях и событиях, которые упоминаются в перепечатанных текстах, а также анализ процесса перевода. Кроме того, книга содержит некоторые вопросы по тексту и некоторые упражнения по переводу
This is the first book of two volumes that provides an immersion in the thoughts and worldview of Dmitriy Kononovich Sivtsev-Suorun Omollon (1906-2005). The main body of this book contains a reprint and translation of his monograph titled “We are all Children of One Mother”. The book also includes a reprint and translation of an article by the first President of the Sakha Republic (Yakutia) M. E. Nikolaev about D. K. Sivtsev-Suorun Omollon. The languages are arranged in parallel columns with the Russian and English versions sideby-side. So, the book can be used as a tool for the study of one language in relation to the other. The reprints are translated into the English language from the Russian language. Inversely, the editor’s material is translated from the English language into the Russian language. The editor’s material includes notes about various people and events to which the reprinted texts refer. Furthermore, the book includes an analysis of the process of translation as well as some questions about the text and some translation exercises.
6.

Издательство: Издательский дом СВФУ

Год выпуска: 2023

Серия, номер выпуска: Кн. 2

Количество страниц: 354 с.

Это вторая книга двухязычной хрестоматии, которая позволяет погрузиться в ммысли и видение мира Дмитрия Кононовича Сивцева- Суорун Омоллоона (1906-2005 гг.). Основная часть этой книги состоит из перепечаток и переводов статей, написаннных известными людьми о нем, из последних лет его жизни и из последующих годовщин его рождения. Перепечатки переведены на английский язык с русского языка. И наоборот редакторские материалы переведены с английского языка на русский язык
This is the second book of a bilingual chrestomathy that delves into the thoughts and worldview of Dmitri Kononovich Sivtsev-Suorun Omolloon (1906-2005). The bulk of this book consists of reprints and translations of articles written by famous people about him, from the last years of his life and from subsequent anniversaries of his birth. The reprints have been translated into English from Russian. Conversely, the editorials are translated from English into Russian
8.

Количество страниц: 10 с.

Научная новизна. Несмотря на достаточный уровень изученности вопроса отношения якутской литературной критики к поэтическому наследию первого якутского поэта А.Е. Кулаковского (1877-1926), специальных работ, посвященных литературно-критической рецепции его поэтических произведений периода становления литературной критики, недостаточно. В работах начинающих критиков вопросы идейности литературы, отношение к литературному наследию и фольклору, проблемы творческого метода, способов изображения действительности и т. д. часто решались на Һматериалеһ творчества дореволюционных писателей. Хотя в преобладающем большинстве критических выступлений начала XX в. отмечается влияние общественно-политической ситуации в стране, выражающееся в идеологической позиции и эстетических воззрениях авторов, в них было положено начало рецептивной эстетики произведений А.Е. Кулаковского. Именно первые критические выступления критиков позволили в последующем рассматривать произведения классика не как отдельно существующий текст с обозначенным в нем временем и как продукт своего времени, а элемент целой системы, где художественное произведение находится во взаимодействии с современным читателем. В статье преследуется цель представить критические выступления первых якутских критиков как источники начального периода осмысления и оценки наследия основоположника якутской литературы А.Е. Кулаковского. Методы исследования. Историко-генетический, историко-культурный, биографический. Результаты исследования заключаются в анализе рецензий и статей первых критиков, позволяющих выявить особенности восприятия творческого наследия первого поэта критиками и писателями зарождающейся якутской литературы. В период становления якутской литературной критики выступления авторов носили в целом агитационно-просветительский характер, что было продиктовано политикой партии в области литературы и искусства. Тем не менее на страницах периодической печати, в литературно-художественных журналах и сборниках трудов научно-исследовательского общества "Саха кэскилэ" появлялись критические статьи, вполне отвечающие или приближенные к требованиям критики художественных произведений с точки зрения теории литературы. К ним относятся статьи В.Н. Леонтьева.
Cientific novelty. Despite a sufficient level of study of the issue of the relationship of Yakut literary criticism to the poetic heritage of the first Yakut poet A.E. Kulakovsky (1877-1926), special works devoted to the literary-critical reception of his poetic works of the period of the formation of literary criticism are not enough. In the works of novice critics, questions of the ideological nature of literature, attitudes towards the literary heritage and folklore, problems of the creative method, ways of depicting reality, etc. were often solved on the basis of the “material” of the work of pre- revolutionary writers. Although in the vast majority of critical speeches of the early 20 th century the influence of the socio-political situation in the country is noted, expressed in the ideological position and aesthetic views of the authors, they laid the foundation for the receptive aesthetics of the A.E. Kulakovsky's works. It was the first critical speeches of critics that made it possible to subsequently consider the works of the classic not as a separate existing text with the time indicated in it and as a product of its time, but as an element of a whole system where a work of art interacts with a modern reader. The aim of the article is to present the critical speeches of the first Yakut critics as sources of the initial period of comprehension and evaluation of the heritage of the founder of Yakut literature A.E. Kulakovsky. The research methods of the study are historical-genetic, historical-cultural, biographical. The results of the study consist in the analysis of reviews and articles of the first critics, which make it possible to identify the features of the perception of the creative heritage of the first poet by critics and writers of the emerging Yakut literature. During the formation of Yakut literary criticism, the authors' performances were generally of an agitation and educational nature, which was dictated by the party's policy in the field of literature and art. Nevertheless, critical articles appeared on the pages of the periodical press, in literary and art magazines and collections of works of the “Sakha Keskile” research society, fully meeting or close to the requirements of criticism of works of art from the point of view of literary theory. These include articles by V.N. Leontiev.

Дарбасова, С. Д. Литературно-критические рецепции В. Н. Леонтьева и М. И. Шадрина на издания А. Е. Кулаковского 1920-х гг. / С. Д. Дарбасова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2022. - N 4 (41). - С. 130-139. - DOI : 10.25693/SVGV.2022.41.4.012
DOI: 10.25693/SVGV.2022.41.4.012

9.

Количество страниц: 2 с.

В данной статье рассматриваются вопросы воспитания всесторонне развитой личности, формирования системы научных знаний различных отраслей у учащихся, творческого мышления и общечеловеческих ценностей, подготовка и школьников к жизни и труду через организацию филологического краеведения.
The article discusses the issues of educating a comprehensively developed personality, forming a system of scientific knowledge of various fields among students, creative thinking and universal values, preparing schoolchildren for life and work through the organization of philological local studies.

Сивцева, С. Д. Филологическое краеведение как средство формирования социально способной личности / С. Д. Сивцева ; МОБУ "Якутский городской лицей" // Народное образование Якутии. - 2024. - N 1 (130). - С. 67-68.

10.

Количество страниц: 2 с.

В статье рассматривается вопрос использования в школьном обучении модульно-редуктивной технологии, способствующей целенаправленному пошаговому формированию различных умений обучающихся, когда каждый может работать в своём темпе и своём круге взаимодействия. Приводится пример рабочей матрицы урока литературы.
As the title implies, the article discusses the use of the modular-reductive technology in school education. The author of the article aims to prove that use of the modular-reductive technology contributes to the step-by-step purposeful formation of various skills of students. The author reports that everyone can work at their own pace and their own circle of interaction. The need is stressed to employ the example of the working matrix of a literature lesson.

Савинова, Д. Б. Преимущества модульно-редуктивной технологии в современном школьном обучении / Д. Б. Савинова ; МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 15" // Народное образование Якутии. - 2024. - N 1 (130). - С. 59-60.